МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАТО СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ





1.

Юридический и фактический адрес: 412163 Россия, Саратовская область, Татищевский район, ГО ЗАТО Светлый, пл. Центральная 1, ДКРА

 

2.

МОУ ДОД «Детская художественная школа»

3.

Директор: Бакуменко Виктор Григорьевич

 

4.

Тел./Факс: (8-845-58) 3-42-32

Сайт ДХШ: www.theschoolart.narod2.ru

 

5.

Электронный адрес школы: svet@tatishevo.san.ru

 

6.

Страничка на сайте администрации ГО ЗАТО Светлый с информацией о детской художественной школе: www.svetly.renet.ru

 



Нормативно – правовая база.

 

  • Лицензия №234178, № 531 от 24.10.2007 г.

Срок окончания лицензии- 24.10.2012 г.

  • Свидетельство о внесении в государственный реестр:

1026401178297; серия 64 № 002331418;

ОГРН: 1026401178297;
ИНН: 6434011140.

  • Аттестация ( высшая категория, срок на 5 лет, приказ № 1332

от 24.07.2009 г.

  • Свидетельство о государственной аккредитации: № АА 190391

от 10 июля 2006 г.

 

Краткая история создания и развития МОУ ДОД «Детская художественная школа» ГО ЗАТО Светлый Саратовской области

Детская художественная школа ГО ЗАТО Светлый организована в июле 1991г. выпускником Саратовского художественного училища Бакуменко Виктором Григорьевичем (постановление № 651 от 09.07.1991 г.).

В настоящее время в школе работает 7 преподавателей, причем 4 из них –выпускники ДХШ, вернувшиеся к нам после окончания СХУ им А.П. Боголюбова и Саратовского Государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Стаж работы преподавателей составляет от 10 до 30 лет. Все преподаватели МОУ ДОД «ДХШ» имеют высшую квалификационную категорию.

Обучение в ДХШ пятилетнее. 4 класса – основных, а 5 класс – профориентации, где идёт целенаправленная подготовка наиболее одарённых детей, желающих продолжить своё обучение в художественных учебных заведениях. В течение учебного процесса учащиеся занимаются рисунком, живописью, композицией, лепят из глины и пластилина, изучают историю искусства. Занятия по дисциплинам «Рисунок», «Живопись», «Композиция» и «Лепка» в ДХШ строятся с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей, развивают их художественно-творческие способности. По мере того, как дети становятся старше, и сложность заданий возрастает, количество часов, отводимых на выполнение задания, увеличивается.

Основным принципом построения занятий в МОУ ДОД «ДХШ» является чередование видов художественной самодеятельности (изображение на плоскости, лепка, эстетическое восприятие действительности и произведений искусства).

Главной задачей «Рисунка» является:

  1. усвоение зависимости содержательно-эмоционального и декоративно-пластического характера изображаемого от точки зрения на него: формата листа, способа вписывания мотива в этот формат и от трактовки его в изображении;

  2. выделение ритмически выразительных элементов натуры и выявление основной светотональной структуры картины;

  3. усвоение приемов пользования эскизом в работе над натюрмортом, пейзажем, портретом по памяти или с натуры, учитывая необходимость предварительной эскизной работы для каждого жанра графики;

  4. умение в работе над сюжетным рисунком с натуры или по памяти выразить найденную в эскизе систему организации основных элементов картины: углубление изображения, использование для передачи предметно-пространственных свойств элементов перспективы, конструктивное построение, моделировку формы светотенью;

  5. овладение учащимися широким диапазоном графических средств: линией, штрихом, пятном, позволяющими передать тонкие нюансы формы, овладение отдельными элементами изобразительной грамоты: перспективой, тональной организацией светотени, конструктивным построением предметов, самостоятельное контролирование своей работы, определение и устранение ее недостатков.

На уроках живописи учащиеся учатся свободно обращаться с изобразительными материалами (акварель, гуашь), распознавать основные и дополнительные цвета, смешивать и получать различные цвета и их оттенки.

Главной задачей «Живописи» является:

  1. усвоение приемов пользования эскизом в работе над натюрмортом, пейзажем, портретом, интерьером с натуры, учитывая необходимость предварительной эскизной работы для каждого жанра живописи;

  2. трактовка предметов и пространства, т.е. определение общего пространственного положения предметов, выбор формата листа;

  3. умение выразить основные элементы картины: конструктивное построение, моделировка формы светотенью, цветовые отношения, нюансы освещения и состояния, характер поверхностей предметов;

  4. распределение светотени на предмете (в основном используется при выполнении натюрмортов для получения объёма предметов; даются понятия: рефлекс, тень, полутень, свет, блик);

  5. умение распределить контрастные сочетания холодных и тёплых цветов, светлых и тёмных тонов.

 





Тематическая композиция формирует мировоззрение детей, активно развивает образное восприятие жизни, зрительную память, помогает увидеть значительное в обычном, выделить характерное. Тематические задания должны быть индивидуальными, предусматривать своеобразие замысла и художественного решения. Основные задачи тематической композиции – образная передача содержания; умение удержать в памяти и передать особое впечатление свойства виденного или сочинённого явления, дать яркую характеристику объекту, персонажу, событию; поиск изобразительных форм и выразительных средств, отвечающих замыслу, настроению, образному содержанию темы; умение посильно выразить сюжет; согласовать предметы и персонажи по величине, форме, цвету и пространственному расположению. Темы таких работ должны быть разнообразными, представлять интересные и важные в воспитательном отношении явления окружающей действительности: историю и современные события в жизни страны, темы труда и подвига, освоение космоса, праздники и зрелища, семью и школу, игры на улице и дома, мир животных, городской и сельский пейзаж, иллюстрирование литературных произведений или сказок, портреты, интерьеры и т.д.

Лепка пластилином и глиной имеет большое значение в образовательном процессе МОУ ДОД «ДХШ». Этот вид работы позволяет учащимся полнее осваивать и передавать в своём творчестве объём и пространство, познавать характер формы, строение, пропорции и сравнительную величину предметов; ощутить и прочувствовать пластичность, подвижность, гибкость, выразительность движений человека и животных; воспитывает у детей понимание скульптурного материала и его возможностей. Лепка пластилином и глиной способствует стремлению учащихся к усвоению основных этапов работы со скульптурой и таких навыков, как лепка из целого куска, умение работать обеими руками, круговой обзор и правильная последовательность выполнения работы от общего к частному, а в завершающем периоде работы – от частного к общему. Во время обучения в выпускном классе (класс профориентации) учащиеся ДХШ учатся производить отливку гипсовой формы с глиняного рельефа или объёмной фигуры. Отливка из гипса - очень трудный и трудоёмкий процесс, но учащихся это не пугает, потому что очень важен в этом деле конечный результат.

С 1999 года в ДХШ открыто отделение компьютерной графики, основным направлением которого является раскрытие творческого потенциала детей и творческое применение компьютерных программ в работе с графикой. Так как, использование информационно – коммуникационных технологий является основой современных методов обучения в образовательном процессе, поэтому изучение компьютерной графики предусматривает не только изучение программных средств, возможностей графических программ (COREL DRAU, COREL FOTO-PAINT и др.), но и развитие творческих способностей детей, ассоциативного мышления. Работая над декоративной графикой и ассоциативными композициями, учащиеся учатся грамотно и оригинально использовать такие программные средства как «виртуальный аэрограф», «кисть», «мелок», «текстурные заливки», различные компьютерные эффекты и т.д. Тематические задания такие как: работа над обложкой журнала или работа над определённой темой, например, «Спорт», «Город», «Осень» требуют от учащихся не только владения вышеупомянутыми инструментами, но и умение работать с растровыми изображениями, использовать в своих работах фотографию.

Занятия по истории изобразительного искусства способствуют выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формированию сферы их духовных интересов и убеждений. Учащиеся ДХШ приобретают умение видеть прекрасное и любоваться им, различать, понимать, чувствовать и оценивать художественные произведения; учатся преобразовывать действительность по законам красоты.

Программа по истории изобразительного искусства включает в себя:

  1. изучение видов и жанров изобразительного искусства, стилей и направлений разных эпох, биографий деятелей искусств (художники, скульпторы и архитекторы) и их произведений;

  2. основные разделы из истории западноевропейского и русского искусства (от первобытного искусства до современного искусства XXI века).

С 1 сентября 2009 года в МОУ ДОД «ДХШ» было открыто подготовительное отделение для детей в возрасте от 6 до 8 лет. Художественное образование и эстетическое воспитание учащихся подготовительного отделения предполагает овладение простейшими умениями и навыками в изобразительном искусстве, самостоятельное составление композиций, ознакомление с творческим наследием известных художников прошлого и настоящего, развитие и формирование творческих способностей, художественных интересов и потребностей.

Итогом обучения в ДХШ является защита дипломной работы, представляющей сумму всех полученных знаний и практических навыков. Иногда эта защита перерастает в оживлённую дискуссию, в которой принимают участие не только учащиеся и преподаватели школы, но и родители. Помимо постоянного состава комиссии из директора и преподавателей МОУ ДОД «ДХШ» выпускников оценивают, приглашённые

на защиту дипломных работ, заслуженные художники и деятели искусств. Председатель дипломной комиссии - С.К. Таратухин, член Союза художников РФ, директор Саратовского художественного училища им. А.П. Боголюбова. В составе комиссии - Н.Б. Клопыжникова, заместитель директора СХУ им. А.П. Боголюбова и «Заслуженный учитель России», методисты и преподаватели специальных дисциплин СХУ им. А.П. Боголюбова.

Ежегодно выпускники ДХШ ЗАТО Светлый пополняют коллективы Саратовского художественного училища, художественных отделений ВУЗов Саратова, Энгельса и других городов РФ.

Осенью 2000 г. на презентации детских художественных школ Саратовской области в числе пяти лучших была представлена и наша школа.

В апреле 2007 г. на базе школы был проведен областной семинар для руководителей и преподавателей ДХШ и художественных отделений ДШИ Саратовской области. На этом семинаре присутствовало более 40 представителей из разных городов: Красный Кут, Калининск, Балашов, Саратов, Вольск, Балаково.

Детская художественная школа ГО ЗАТО Светлый, на протяжении многих лет, постоянно поддерживает добрые и дружеские отношения с директором и преподавателями Саратовского художественного училища им. А.П. Боголюбова. Почти ежегодно ученики и преподаватели школы посещают классы – мастерские СХУ, встречаются с преподавателями и известными художниками г. Саратова. Оказывается постоянная методическая помощь в виде консультаций и работ учащихся СХУ, контролируются учебно- методические программы школы. Это в конечном итоге сказывается на хорошем творческом и профессиональном уровне учащихся.

В основе преподавания ДХШ – реалистические традиции российской школы. ДХШ ГО ЗАТО Светлый имеет свой собственный стиль, узнаваемый на областных и других выставках. Он заключается в особом отношении к цветовосприятию и графике.

 

Сведения о педагогических работниках МОУ ДОД «ДХШ»

 

Фамилия, имя, отчество

Образование,

специальность по диплому

Должность

Категория,

год аттестации

 

Сведения о наградах

1.

Бакуменко Виктор Григорьевич

СХУ им. А.П. Боголюбова

(26.06.1975 г.)

Преподаватель рисования

 

Директор, преподаватель

дисциплин:

«Рисунок»,

«Живопись», «Композиция»

Высшая

категория

(23.10.

2009 г.)

Заслуженный учитель РФ (02.11.2002 г.)

 

Грамота от Министерства образования Саратовской области

 

 

 

Грамота от Министерства Культуры Саратовской области

 

Благодарность от СОУМЦ

 

Грамота от начальника управления образования

администрации

ГО ЗАТО Светлый

(26.08.2009 г.)

 

Почетная грамота от главы администрации

ГО ЗАТО Светлый

(26.08.2010 г.)

 

2.

Дудникова Надежда Константиновна

СХУ им.

А.П. Боголюбова

(22.06.2001 г.)

Дизайнер среды

 

СГУ им.

Н.Г. Чернышевского

(25.06.2003 г.)

Историк

 

Заместитель директора по учебной работе, преподаватель

дисциплин:

«Рисунок»,

«Живопись», «Композиция»,

«История изобразительного искусства»

Высшая категория (26.11.

2008 г.)

Благодарность от директора Московского Государственного музея

А.С. Пушкина

(19.10.2007 г.)

 

Свидетельство

о занесении на доску почета

(01.09.2008 г.)

 

Грамота от главы администрации

ГО ЗАТО Светлый по итогам Года молодёжи

(25.12.2009 г.)

 

Благодарность от директора

Музея – заповедника

А.С. Пушкина за активное участие в международном конкурсе детского рисунка

«А.С. Пушкин – глазами детей»

(25.05.2010 г.)

Почетная грамота от главы администрации

ГО ЗАТО Светлый

(05.10.2010 г.)

 

3.

Белякова Валентина Викторовна

СХУ им. А.П. Боголюбова

(24.06.1998 г.)

Дизайнер среды

 

Государственное

образовательное

учреждение

высшего профессиональ-ного образования

«СГУ им. Н.Г. Чернышевского»

(07.12.2010 г.)

Искусствовед

Делопроизводитель и инспектор по кадрам

МОУ ДОД «ДХШ»,

преподаватель

дисциплин:

«Рисунок»,

«Живопись», «Композиция»

 

Высшая категория (26.11.

2008 г.)

Благодарность

от главы администрации

ГО ЗАТО Светлый

(08.02.2007 г.)

 

Грамота от начальника управления образования

администрации

ГО ЗАТО Светлый

(27.08.2007 г.)

 

Благодарность от директора

Музея – заповедника

А.С. Пушкина за активное участие в международном конкурсе детского рисунка

«А.С. Пушкин – глазами детей»

(25.05.2010 г.)

 

Благодарность

от начальника управления образования

администрации

ГО ЗАТО Светлый

(24.02.2010 г.)

 

4.

Лёсина Елена Викторовна

СГУ им. Н.Г. Чернышевского

(30.06.1998 г.)

Филолог

Методист МОУ ДОД «ДХШ»,

преподаватель

дисциплин:

«Рисунок»,

«Живопись», «Композиция»

 

Высшая категория

(28.10.

2010 г.)

Грамота от

начальника управления образования администрации

ГО ЗАТО Светлый

(02.10.2009 г.)

 

Благодарность

от главы администрации

ГО ЗАТО Светлый

(26.05.2009 г.)

 

Благодарность от директора

Музея – заповедника

А.С. Пушкина за активное участие в международном конкурсе детского рисунка

«А.С. Пушкин – глазами детей»

(25.05.2010 г.)

 

Благодарность

от главы администрации

ГО ЗАТО Светлый

(26.05.2010 г.)

 

5.

Епишин Алексей Геннадьевич

СХУ им. А.П. Боголюбова

(28.06.1999 г.)

Дизайнер среды

Преподаватель

дисциплин:

«Рисунок»,

«Живопись», «Композиция»,

«Компьютерная

графика»

Высшая категория

(23.10.

2007 г.)

Почетная грамота от начальника управления образования администрации

ГО ЗАТО Светлый

(17.12.2010 г.)

 

Почетная грамота от главы администрации

ГО ЗАТО Светлый

(15.02.2011 г.)

 

6.

Сергеев Иван Леонтьевич

 

Педагогическое училище

(29.06.1976 г.)

Учитель рисования и черчения

Преподаватель

дисциплин:

«Рисунок»,

«Живопись», «Композиция»,

«Лепка»

Высшая категория

(23.10.

2007 г.)

Почетная грамота от начальника управления образования администрации

ГО ЗАТО Светлый

(03.10.2008 г.)

 

Почетная грамота от главы администрации

ГО ЗАТО Светлый

(30.01.2009 г.)

 

Благодарность

от главы администрации

ГО ЗАТО Светлый

(27.05.2010 г.)

 

 

 

7.

Продолжение »